Одни из самых нагруженных узлов в системе подвески Вашего внедорожника – амортизаторы. Они ежедневно принимают сотни тысяч ударов на себя, вместо Вашей рамы и зубов. Они также помогают удерживать колеса в грязи, давая Вам тягу и контроль, будь то пересечение безлюдной пустыни или полноценная спортивная гонка. Некоторые амортизаторы даже могут выполнять двойную функцию, как шасси самолета, при взлетах и приземлениях - спросите любого, не уважающего гравитацию пилота с Huckfestа, или гонщика, принимавшего участие в Laughlin Leap.
Huckfest - фестиваль на песчаном побережье, а Laughlin Leap - шоу в пустыне, на которых, специально подготовленные автомобили совершают невероятные прыжки. Lunohod.
Чтобы сохранить Ваши внедорожные амортизаторы в рабочем состоянии, как бы жестко вы не водили, очень важно обслуживать их на регулярной основе. График обслуживания зависит от типа ТС и его использования, но, как показывает опыт, не реже одного раза в сезон, в некоторых случаях – после каждой гонки.
Далее, мы предлагаем несколько рекомендаций по обслуживанию. Нужно обратить внимание на то, что «уставшие» амортизаторы работают неэффективно и даже могут привести к возникновению опасной ситуации, при повреждении или запущенности. Как и любой другой механический узел Вашего внедорожника, амортизаторы изнашиваются и требуют регулярного осмотра и обслуживания. Это касается всех типов, включая амортизаторы с гладкой колбой, с резервуаром на шланге, резервуаром на корпусе, койловеры и байпасные.
Радует то, что большинство разборных амортизаторов легко обслужить, используя простые инструменты, имеющиеся в любом гараже. Также, они могут быть отправлены производителю для профессионального сервиса, обычно, с достаточно быстрым возвратом. Для лучшего понимания того, что представляет собой обслуживание и уход за амортизаторами, мы включили в обзор советы ведущих производителей амортизаторов Bilstein, Fox, King и Sway-A-Way (в алфавитном порядке).
При проектировании усиленных разборных внедорожных амортизаторов, изначально закладывалась возможность их легкой переборки простыми инструментами в полевых условиях, либо мастерской. Некоторые специальные инструменты, такие как плоскогубцы для извлечения пружинных шайб и шило, сделают работу проще. Дополнительные специфические инструменты, как губки для фиксации колбы и штока, также помогут в работе с тисками. Монтажная смазка и масло используется для новых уплотнений и манжет, чтобы они легче скользили и не повредились при сборке. На ответственных деталях, таких как стопорная гайка поршня, используется Локтайт. Все соединения должны оставаться надежно затянутыми, не смотря на вибрацию.
Обслуживание Амортизаторов.
Существует множество причин обслужить внедорожные амортизаторы. Они включают профилактику после гонки или предварительных заездов, потери масла, заметное ухудшение отбоя или повреждения. Амортизаторы, особенно внедорожные усиленные модели, имеют множество рабочих деталей и уплотнений которые требуют заботы для поддержания их на оптимальном уровне. Амортизаторное масло, уплотнения и манжеты - наиболее распространенные детали, заменяемые при обслуживании.
Bilstein рекомендует обслуживать внедорожные амортизаторы после каждой гонки, если их температура поднималась выше 120 градусов С. При работе на более низких температурах, уплотнения останутся в порядке на протяжении всего сезона. При использовании в туризме, амортизаторы потребуют обслуживания только при видимых повреждениях, либо течи масла. Давление в амортизаторах также нужно проверять, хотя бы раз в год, при наличии «потеющих» уплотнений. При обслуживании амортизаторов, Bilstein заменяет масло и все уплотнения. Также, они проводят динамические тесты амортизаторов, чтобы убедиться в неизменности их характеристик.
FOX рекомендует регулярную профилактику, как то, проверка давления, сайлентблоков/шаровых подшипников, отбойников, а также, чистку колбы и штока, каждые 500 миль, при использовании только на бездорожье. При использовании улица/бездорожье – каждые 1000 миль, и только улица – 10000 миль. Полное обслуживание рекомендуется каждые 1000 миль для бездорожья, 10000 миль для улица/бездорожье и 50000 миль – только улица. Полное обслуживание FOX включает новый комплект уплотнений, новое патентованное масло JM92, удаление царапин и полировку штока.
Опорное кольцо поршня – выполняет огромное количество движений, скользя внутри колбы вверх-вниз. Качественные «гоночные» кольца имеют покрытие из эластичных материалов, таких как Teflon, для уменьшения трения при экстремальном использовании. Они делают большую работу, но, даже когда амортизатор разбирался несколько раз, они по-прежнему выглядят готовыми к использованию. Несмотря на это, рекомендуется заменять их для лучшей производительности. В каждом амортизаторе есть 2 уплотнительных кольца поршня. Одно на основном поршне, второе - на плавающем. (Обратите внимание, что внедорожные амортизаторы находятся под высоким давлением; убедитесь в том, что Вы не забыли его стравить перед разборкой).
В эмульсионных амортизаторах и эйршоках находится всего один поршень - тот что на штоке. Lunohod.
KING сообщает, что сервисные интервалы, для их амортизаторов зависят от характера использования. Спортивные автомобили требуют обслуживания после одной-двух гонок, автомобили для развлечений – раз в год, для улицы – могут не обслуживаться годами. Все зависит от того, насколько сильно нагреваются амортизаторы на регулярной основе. Процедура обслуживания KING включает разборку, определение износа, очистку, тонкое хонингование и полировку колбы, микро-полировку штока и замену уплотнений и манжет. Свежее, высококачественное масло KING добавляют перед сборкой. Каждый амортизатор KING тестируется давлением для проверки правильности установки уплотнений, прежде чем покинет их мастерскую.
Sway-A-Way рекомендует обслуживать амортизаторы раз в сезон, при нормальном износе и правильной эксплуатации. Согласно Sway-A-Way, их синтетическое масло Baja Blood co «специальной формулой», высокотемпературные уплотнения Viton и высококачественные запчасти, позволяют их спортивным амортизаторам противостоять самым экстремальным условиям бездорожья. В некоторых случаях, амортизаторы могут потребовать обслуживания и раньше, в связи с отсутствием профилактики либо незапланированными ситуациями. Sway-A-Way предлагает полное обслуживание и запчасти.
Внедорожные амортизаторы Bilstein, FOX, KING и Sway-A-Way могут обслуживаться как спортивной командой, так и самим владельцем. Рекомендуется отправлять их производителю для более тщательного осмотра и обслуживания, особенно при использовании в спорте. Для тех же, кто желает обслужить амортизаторы самостоятельно, доступны ремкомплекты и инструкции. Обращайтесь к производителю Ваших амортизаторов за дополнительной информацией.
Итак, не теряя времени, загляните под Ваш внедорожник и осмотрите амортизаторы. Обслужите их, если есть необходимость. Ваш автомобиль будет за это благодарен. Фото ниже, для того, чтобы Вы могли составить собственное впечатление о том, что входит в процедуру обслуживания внедорожных амортизаторов. Это конечно не полная информация, но для затравки – пойдет.
Со временем, резиновые уплотнения портятся, особенно, если при эксплуатации постоянно наблюдается высокая температура масла, или при активной езде в грязи. Они довольно недорогие и должны быть заменены новыми, при обслуживании для гарантии качественного уплотнения деталей. Даже, если старые хорошо выглядят, не используйте их снова. Перегретые однажды манжеты и уплотнения, растянутые или проткнутые инструментом при разборке не годятся для использования. Лучше начать с начала, со свежим ремкомплектом, чтобы быть уверенным в беспроблемной работе и производительности.
Кроме осмотра внутренних деталей, также, важно проверить шланг резервуара и сферические подшипники на предмет износа и повреждений. Любые видимые разрывы и изломы на шланге – сигнал к потенциальному повреждению. Сферические подшипники, также должны быть заменены при видимом люфте, износе или заклинивании.
Шток амортизатора ничем не защищен, и частенько получает свою добрую долю грязи и камней. Иногда, на штоке образуются задиры, и требуется тонкая полировка для придания ему гладкой поверхности, чтобы не повредить уплотнение на входе в колбу. Манжеты в крышке колбы, также могут быть повреждены грязью и абразивными частицами. Поврежденное уплотнение приведет к течи масла через шток и возможному масляному загрязнению.
Амортизаторное масло это кровь, заставляющая работать все эти гидравлические чудеса. Оно должно заменяться новым при полном обслуживании. Использование свежего масла улучшит производительность, особенно если Ваше амортизаторное масло уже перегревалось и потеряло свою вязкость. Различные сорта масла для внедорожных амортизаторов доступны у соответствующих производителей, каждое специально разработано для наилучшей работы с их амортизаторами.
Клапанные шайбы расположенные с обоих сторон поршня обычно не заменяются, если они не повреждены, или амортизатор не перенастраивается под другие характеристики. Важно, чтобы клапана и поршень при разборке оставались в том же порядке. Маленький фокус, который мы подглядели у ребят из King Shocks – использовать при разборке пластиковый хомут для этих целей. Это значительно упростит чистку и сборку.
Разделяющий «плавающий» поршень отделяет масло от азота в амортизаторе. Обычно, он расположен во внешнем резервуаре, но может находиться в колбе, если амортизатор без бачка. Азот используется для создания давления в амортизаторе, и, благодаря разделителю, не может создавать во время работы воздушные (азотные) полости в масле и кавитацию. Нужно обязательно заменить резиновое кольцо и опорное кольцо плавающего поршня, чтобы добиться хорошего уплотнения. Давление в растянутом амортизаторе 250-300psi (17-20 атм), при сжатии, оно увеличивается в 4-5раз (в зависимости от настроек).
Кавита́ция (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает. Википедия.
Одна из наиболее важных частей обслуживания амортизаторов – хорошая очистка. Kory Halopoff из King Shocks продемонстрировал нам 2 фазы этого процесса: очистка деталей в емкости с горячей водой, затем ультразвук в ванне для глубокой очистки. Для гаражных мастеров подойдет промывка в денатурате.
Ремкомплекты отличаются в зависимости от производителя амортизаторов. Рекомендуется использовать оригинальные ремкомплекты, чтобы добиться правильной работы и надежности. Сервисные запчасти, от воздушного клапана до направляющей штока, доступны от производителя, либо авторизованного дилера. Полный список деталей можно найти на сайте производителя или в каталогах.
Чистый поршень и клапана с новым уплотнением поршня можно отправлять в колбу, после того, как остальные детали тщательно очищены и подготовлены. Использование тисков и специальных губок для штока удобно при сборке.
Порядок сборки важен для успешного завершения обслуживания. Пропустите шаг или потеряете деталь, и вся работа – коту под хвост, а Ваш автомобиль удивит вас забавной ездой. Хотя процесс сборки достаточно прямолинейный, здорово поможет руководство. Большинство производителей внедорожных амортизаторов дают пошаговые инструкции, как перебрать их амортизаторы, просто посмотрите у них на сайте или позвоните.
Переборка амортизаторов – хороший момент, чтобы модернизировать компоненты. Новые модификации поршней, резервуары с охлаждением, регуляторы сжатия – некоторые из деталей, на которые стоит взглянуть для улучшения производительности и повышения удобства настроек водителя. Посмотрите, что предлагает производитель Ваших амортизаторов.
Последнее, но не маловажное, амортизаторное масло. Каждая торговая марка амортизаторов имеет свой секретный соус, позволяющий их амортизаторам выполнять работу и выдерживать экстремальные и ухабистые дороги, лежащие под колесами автомобиля. Некоторые компании, вообще, предлагают одни типы масла для дорог, другие для спортивного применения. Убедитесь, что Вы выбрали правильный тип для Ваших амортизаторов. Масло, обычно, предлагается в расфасовке 1 галлон (3,8л), либо кварта (1/4 галлона).
После того, как амортизатор полностью обслужен и собран, он проверяется давлением на предмет течей. Большинство внедорожных амортизаторов возвращаются потребителям не заправленными азотом. Вам понадобится устройство для заправки азотом и баллон со сжатым азотом. Азот можно купить в магазине оборудования для сварки или магазине оборудования для внедорожников.
Jaime Hernandez, Fourwheeler Magazine.
Настройка амортизаторов, амортизаторы для внедорожника, регулировка подвески внедорожника, ремонт амортизаторов, спортивные амортизаторы, запчасти амортизаторов, регулируемые амортизаторы, амортизаторы для внедорожника.
Назад